Пустынный волк.
По общему виду напоминает крупную остроухую собаку вроде немецкой овчарки. Ноги длинные, сильные. Голова сравнительно широколобая, морда широкая, менее заострена, чем у многих пород собак. Передняя часть тела несколько выше задней. Хвост короче половины длины тела, висит вниз и густо опушен. Зимний мех густой, длинный. Общая окраска — от светлой, иногда почти белой, до темной буровато-серой, иногда почти черной. На боках, брюхе и конечностях окраска меха, как правило, более светлая, часто желтовато-белая. Окраска спины и загривка, часто и хвоста, более темная. На конечностях и голове у некоторых волков обычна примесь ржаво-бурой окраски. Общая длина тела несколько различна у разных подвидов. Для европейского волка считается характерной длина около 155—160 см, хвост 40—42 см, высота в плечах выше 55 см, вес 45—60 кг, изредка больше. Самцы несколько крупнее самок. Волчата покрыты коротким, пушистым меховым покровом. Окраска их довольно однотонная, темная,буровато-серая, с возрастом светлеет. Летний мех короче и грубее зимнего; окраска более тусклая, сильно выступают серо-песочные или желтоватые оттенки.
Шакал.
Шакал чепрачный (Canis mesomelas) отличается от обыкновенного шакала тем, что ноги у него гораздо короче и голова очень напоминает голову лисицы, а уши имеют некоторое сходство с ушами фенека: они очень большие, у основания широкие и кверху заострены, так что образуют равносторонние, книзу несколько суженные треугольники; оба уха сидят совсем близко одно от другого. Большие коричневые глаза имеют круглый зрачок; хвост висит до земли. Мех густой и мягкий. Основной цвет – желтовато- или рыжевато-серый, переходящий на нижней части тела в желтовато-белый. Вся спина покрыта как бы чепраком черного цвета, который сбоку резко отличается от прочего меха и посредине имеет белый поперечный рисунок. На шее этот чепрак окаймлен неясной белой полосой. По длине чепрачный шакал превосходит обыкновенного, а в высоту ниже его. По моим наблюдениям, область распространения этого шакала начинается от Средней Нубии; отсюда она доходит до мыса Доброй Надежды по восточному берегу Африки. Вся Южная Африка и часть западного берега, по крайней мере до Массамеда, входят в область распространения этого животного. В других частях Западной Африки и в Конго его до сих пор не замечали. Этот шакал встречается как в степях, так и в лесах, но чаще всего в гористых местностях. В Южной Африке и Абиссинии он широко распространен. На восточном берегу Красного моря находится узкая пустынная полоса, называемая Самхара, где также обитает шакал, находя богатую добычу. Шакал чаще охотится ночью, но его можно видеть и днем, иногда даже вблизи деревень. Рано утром он появляется везде, как в кустарнике, так и в пустыне; в свое логовище он возвращается, только когда солнце уже довольно высоко. По ночам он забегает в деревни и на стоянки караванов, и даже огонь не может отпугнуть его. В Судане говорят, что он охотится за маленькими антилопами, мышами, сусликами и другими грызунами. Падаль всегда привлекает его, и он, кажется, предпочитает эту пищу всякой другой. Буртон говорит, что сомалийцы считают лай чепрачного шакала предвестником восхода солнца и по нему предсказывают хорошую или плохую погоду. Мне рассказывали, что у шакалов бывает от четырех до пяти детенышей, которые родятся в начале дождливого сезона. В Африке никому не приходит в голову приручить это очень миловидное животное. Если заняться воспитанием этих животных, то они очень скоро становятся ручными. По природе своей чепрачный шакал добродушное, непритязательное животное, которое более склонно к приручению, чем лисица. Во время линьки, которая происходит в сентябре, этот шакал некоторое время очень странно выглядит: его черный чепрак почти совсем вылезает, а новые волосы вырастают довольно быстро, и через четыре недели у него образуется новый, еще более красивый мех.
Койот.
Койот характерен для открытых равнин, занятых прериями и пустынями. В леса забегает редко. Встречается как в безлюдных местах, так и на окраинах крупных городов вроде Лос-Анджелеса. Легко приспосабливается к антропогенным ландшафтам. Образ жизни, в основном, сумеречный. В биоценозах прерий койот занимает место, сходное с местом шакала в биоценозах Старого Света. Койот всеяден и крайне неприхотлив в пище. Однако 90 % его рациона составляют животные корма: зайцы, кролики, луговые собачки, сурки и суслики (в Канаде), мелкие грызуны. Нападает на скунсов, енотов, хорьков, опоссумов и бобров; ест птиц (фазанов), насекомых. Хорошо плавает и ловит водную живность — рыбу, лягушек и тритонов. На домашних овец, коз, диких оленей и вилорогов нападает редко. В конце лета и осенью с удовольствием поедает ягоды, плоды и земляные орехи. В северных районах зимой переходит на питание падалью; следует за стадами крупных копытных, поедая павших и дорезая ослабленных животных. Людей не трогает; в пригородах подчас роется в мусоре.
Охотятся койоты поодиночке, парами, иногда, на крупную дичь (карибу, вапити) — стаями. Разделение ролей в охотящейся стае такое же, как у волков: загонщики выводят дичь на засаду или гонят ее по очереди. Иногда койот охотится совместно с американским барсуком, который разрывает вход в нору и выгоняет ее обитателя прямо на койота. Каждый койот, пара или семейная группа владеют собственной территорией, центром которой является логово или нора. Члены стаи регулярно метят границы своего участка мочой.
Самый «спортивный» из всех диких псовых, койот способен совершать прыжки в 2—4 м длиной и бежать со скоростью 40—50 км/ч; на коротких дистанциях развивает скорость до 65 км/ч. Может перемещаться на большие расстояния; на охоте за ночь в среднем проходит 4 км. Возможно, у койота наиболее развитые среди всех псовых органы чувств; он видит на расстоянии до 200 м, одинаково хорошо и днем, и ночью. Кроме того, койот — самый «голосистый» среди североамериканских млекопитающих: его громкий вой составляет неотъемлемую особенность прерий.
Основные враги — пума и волк. Койот не выносит на своей территории присутствия рыжей лисицы, своего пищевого конкурента. Иногда койоты скрещиваются с домашними собаками, изредка — с волками.